как научиться танцевать испанские танцы

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 10

На Ярмарке Мастеров наступила неделя Испании, и только это подтолкнуло меня на создание первой публикации на этом портале, а ведь я здесь уже чуть больше года. И поговорим мы о грустном, страстном, веселом и легком танце фламенко. 

Несколько лет этот танец был моей недостижимой мечтой, и уже сейчас я могу с уверенностью считать себя танцовщицей фламенко, пусть и начинающей 🙂 

Публикация сделана для ознакомления с неотъемлемой частью испанской культуры.

Для начала давайте разберемся что такое фламенко?

Фламенко — танец испанских цыган. Фламенко — танец страсти и огня. Таким он предстает перед обывателями, вроде нас с вами, но не все догадываются о его многогранности и разнообразии.

С помощью этого танца можно показать страсть, грусть, печаль, любовь. . .

Фламенко — это не только танец, в нем сплетаются воедино голос, музыка и танец, создавая мощный образ на сцене, сражающий наповал своей энергетикой, заставляющий зрителя неотрывно следить за происходящим. 

Я расскажу о различных направлениях в этом танце, об основных понятиях, которые используют танцоры для обозначения основных движений, а также расскажу о костюмах фламенко.

Когда говорят о фламенко, часто упоминают дуэнде

Это эфемерное понятие души танца, без которого это искусство становится невозможным. Оно переводится как «магия», «огонь» или «чувство». Когда у нас, в России, говорят «В нем нет огня», то в Испании говорят «No tiene duende». 

Иными словами, танец не существует без души, танцор (исп. байлаор, bailaor) обязан быть вдохновленным, искренне чувствовать и выражать любые чувства, которые он хочет передать через свой танец. 

Он должен уметь достучаться до потайных уголков сердца зрителя, иначе это уже будет не фламенко. Гарсиа Лорка говорит, что испанским искусством «изначально правит терпкий дуэнде, необузданный и одинокий».

Стилей испанского танца бесчисленное множество. В частности, ниже представлена картинка дерева стилей фламенко, но конкретно остановлюсь только на наиболее популярных и на тех, которые знаю я.

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 1

Алегриас (ALEGRIAS)

Песни и танцы алегриас одни из самых жизнерадостных во фламенко, они несут в себе радость, свет и тепло. 

Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий, триумфальный характер. Танец очень динамичный, активный, раскованный и грациозный. 

Его могут исполнять как мужчины, так и женщины. Хотя чаще его исполняют женщины. КомпАс (ритмический рисунок) состоит из 12-ти счетов и начинается обычно с 12. Я не буду углубляться в теорию компасов фламенко.

Булериас (BULERIAS) или Булериа (BULERIA)

Это быстрый молниеносный танец, состоящий из «мешанины» различных компасов, сменяющих друг друга. Специфический ритм булерии подчеркивается множеством сапатео (дробей), хлопков в ладоши, хлопков о колени, грудь, прыжков и других четких движений в очень быстром темпе.

Солеа (SOLEA)

В этом танце танцоры как раз и показывают то, что многие принимают за основное фламенко. Как раз в этом стиле танца танцоры показывают страсть и драматизм, рассказывают о боли и печалях. Компас солеа состоит из 12 счетов.

Севильянас ( SEVILLANAS)

Севильяна — один из наиболее прославленных стилей фламенко. В этом стиле есть жесткие ограничения: танцуется всегда в паре, музыка всегда имеет 4 куплета. Каждый куплет, соответственно, называется севильяной: первая севильяна, вторая севильяна, третья севильяна и четвертая севильяна. 

Компас севильяны 6-ти дольный, основными движениями являются севильский шаг и пасада. Фото движений, к сожалению, не нашла, но думаю, что те, кто занимается фламенко, поймут о чем я.

Здесь две танцовщицы танцуют севильяну (фото с просторов интернета):

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 2

Фаррука (FARRUCA)

Традиционно фарруку исполняют мужчины. Это мужской танец, величавый, торжественный, гордый. В нем танцор показывает себя во всей красе, свой профессионализм и высокое мастерство. 

Танец танцуется жестко, со вкраплениями сапатео (дроби ногами) и резкими поворотами. В наше время его могут исполнять и женщины. Это вольный стиль, его можно танцевать до тех пор, пока не устанет гитарист или танцор.

Антонио Гадес и его фаррука:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 3

Солеа пор булериа

 (SOLEA POR BULERIA)

Это один из основных стилей фламенко. Компас (ритм) такой же, как и в алегриас, но более медленный. изобилует медленными движениями рук и корпуса с вкраплениями быстрых молниеносных сапатео, эскобилий и поворотов. 

Конец танца ознаменовывается стилем булериа, музыка убыстряется, танцор увеличивает скорость сапатео, повороты и динамику танца.

На фото может быть уже конец танца:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 4Тангос (TANGOS)

Это веселый подвижный, как правило, быстрый танец, исполняемый на праздниках, фиестах, имеющий несложный четкий ритм. Основной компас: — 2 3 4 — 2 3 4 — 2 3 4 — 2 3 4, почти такой же четырехдольных ритм, привычный всем нам, но в музыке и в танце отсутствует первый счет. 

Тангос исполняется с помощью изысканных, грациозных движений, плутовских жестов и даже с ловкими, проворными изгибаниями. Здесь часто встречаются движения бедрами, плечами, очень пластичен корпус и руки.

Хотелось бы добавить кое-что о названиях в танце, о терминологии, которую применяют танцоры:

Компас (Compas, ударение на «а») 

— удар, ритм, размер. Ритмический цикл и основа для всех танцев фламенко. 

Используются три основных размера: двудольный, трёхдольный и разновидность двенадцатидольного такта, характерного только для фламенко.

Салида (Salida) — 

выход танцора или танцовщицы

Ямада (Llamada) — переход от одного элемента структуры танца к другому, с помощью таких движений танцор говорит гитаристу, что хочет сменить ритм или мелодию.

Эскобилья (Escobilla) — часть танца, где преобладает сапатео.

Сапатеадос или сапатео (Zapateados) — одна из самых важных особенностей техники фламенко. 

Ритмы сапатео отбиваются туфлями в ритм музыки или служат дополнением к музыке. Бывает несколько ударов:

Гольпе (исп. Golpe) — удар стопой. 

Такон (исп.Tacon) — удар каблуком, чаще всего ударяют рядом с опорной ногой. Есть вариация а-такон (исп. a tacon), когда ударяют каблуком впереди себя.

Планта (исп. Planta) — удар подушечками пальцев, стараясь не касаться металлической частью туфлей пола. Может быт со звуком или без.

Пунта (исп. Punta) — удар ребром носка в пол позади корпуса. Точечный, резкий, стремительный удар.

Чтобы научиться перебирать эти удары требуется время, а чтобы выдавать сумасшедшие ритмы требуется еще большее время! 

Это сложная техника и с наскока её освоить нельзя, знаю по себе. Я скомбинировала найденные фото по сапатео и подписала, чтобы было более понятно.

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 5

Флорео (Floreo) — техника рук, движения кистей и пальцев танцовщицы, напоминающие закрывающийся-раскрывающийся веер. Поворот кисти вокруг своей оси на 360 градусов с раскрытием ладони и пальцев. 

Бывает еще вариант, когда указательный и третий палец держат сведенными вместе, а остальные пальцы подгибают (мужской вариант, но используется и женщинами).

Фото с просторов интернета, обратите внимание на руки: Мужчины держат руки немного по другому, более жестко и пальцы чаще всего сведены вместе, на фото небезызвестный Хоакин Кортес:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 7

Пальмас (Palmas) — техника рук, ритмичные хлопки руками, которые сопровождают танцовщиц/-ков фламенко, певцов и гитаристов. 

Они выполняются как с сухим и приглушеным звуком, ладони складываются в форме раковины, чашевидной формы, или с нанесением удара, получается сильный и сухой звук.

Посмотрите как расположены руки у Кармен Амайя:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 8

Костюмы для танца фламенко

Считается, что традиционные цвета платья или костюма фламенко — это сочетание черного и красного цветов, но не все так просто. Спектр используемых цветов в костюмах очень широк, но черный, красный, а также белый занимают лидирующее положение.

Поговорим о женском и мужском костюмах

Традиционно женщины танцуют в платьях или юбках. Это могут быть юбки в одно, два, полтора солнца или расклешенные юбки, смотря для чего они нужны. 

Если надо активно работать юбкой, резко взмахивать полами, использовать кое-какие балетные па — то используют широкие юбки, которыми удобно работать. 

Если же в танце преобладает сапатео и основной акцент идет также и на пластику рук, то удобнее всего танцевать в зауженой юбке. На фото как раз расклешеная юбка, классическая форма юбки для фламенко:

Часть испанской культуры разнообразие танца фламенко, фото № 9

А здесь на женщине — узкая. Такую форму еще называют модельной:

Однако существует еще и отдельная юбка или платье для фламенко — бата де кола (исп. Bata de Cola).

Ни на что не похожая юбка с длинным подолом. Она очень сложна в работе, очень тяжелая и поначалу даже громоздкая. 

Для того, чтобы научиться ею владеть, потребуется немалое время.

В основном такие юбки шьются в Испании из-за используемых тканей, которые не продают по миру. 

Иногда, однако, можно найти в российских ателье, но из-за сложности пошива берутся далеко не все. Очень далеко 🙂 В этой юбке танцуют такие стили, как солеа, булериас, алегриас.

Для того, чтобы бата де кола летала, она шьется с математическими расчетами. Учитывается даже рост танцовщицы, высота каблуков. 

Длина шлейфа в среднем обычно составляет 2.5 метров, оборок на юбке может быть от 3 до 8. Оборки шьют и на внешнюю сторону юбки и на внутреннюю (!). 

Вес шлейфа составляет от 5 до 11 кг. Представляете, как сложно с такой юбкой работать? :)Мужской костюм для фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса и белой рубашки с широкими рукавами. 

Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco) иногда надевается поверх рубашки. 

В настоящее время иногда можно встретить танцоров мужчин и в классическом костюме, сшитом из более легких тканей, удобных для танцев. А иногда, как и Хоакин Кортес, танцуют с голым торсом 🙂

В завершение небольшого обзора мне бы хотелось привести стихотворение, которое отражает мое отношение к этому великолепному танцу. Автора не нашла, но если найдете и скинете в комментариях, буду очень благодарна:

Она танцевала фламенко и раненой птицей кружила,
И взглядом бездонным манила …

Она танцевала фламенко. 
Она танцевала, как пламя, что мечется по пепелищу
Не в силах найти себе пищи и гаснет затем, умирая …

Она танцевала фламенко и пела руками о боли,
О горькой, отчаянной доле …

Она танцевала фламенко. 

И сердце сгорало и билось под черными каблуками,

И время вдруг остановилось …

Ваша фитнес-мотивацияЗнаменитый испанский танец фламенко — непревзойденная грация, бешеная энергетика, страстные эмоции и красота.

 Танцоры выступают под энергичные гитарные мелодии, звуки кастаньет и ритмичные хлопки. Существует много разновидностей фламенко: милонга, романсе, саэта, булериас и др. 

Эти танцы распространены в Андалусии и на юге Испании. Кажется, что только коренные жители Испании могут ими овладеть. Но обучиться этому искусству под силу каждому. Главное — желание, такое же страстное, как и сам фламенко. Первое, что необходимо для фламенко — почувствовать свое тело, научиться его полностью себе подчинять, балансировать им. 

Для резких выпадов, прыжков и поворотов необходимо хорошо ощущать вес и удерживать равновесие. Профессиональные танцоры утверждают, что танцы фламенко заставляют тело говорить, а значит, все его части должны быть подвижны и гармоничны. Перед и в перерывах между занятиям полезно делать упражнения на тренировку равновесия. Еще одно важное условие во фламенко — правильная осанка. 

Танцы с сутулой спиной и зажатыми плечами выглядят некрасиво и фальшиво. Отсутствие хорошей осанки мешает телу «выговориться», а танцору — продемонстрировать его мастерство и раскрыть душу зрителю. Контроль осанки дает большую свободу для движений рук, головы, туловища и ног. 

Это поможет снизить риск получения травмы и повысить уверенность в себе. Существует распространенное заблуждение, что танцорам фламенко нужно танцевать с постоянно изогнутой спиной в форме арки. 

Это на самом деле очень опасно. Существуют различные позы, которые воздействуют на тело во всех направлениях. 

Для начальной позиции нужно сделать акцент на верхнюю часть туловища, выдвинуть грудную клетку слегка вперед и задействовать мышцы спины, чтобы поднять руки, а не мышцы плеч и шеи. 

Важно постараться удерживать плечи прямо и смотреть прямо перед собой, не опуская голову. Сначала нужно изучить и хорошенько запомнить основные шаги. С этого начинается большинство занятий фламенко. 

Чтобы четко повторить движения, нужно несколько раз внимательно наблюдать за профессиональными танцорами и слушать учителя, а дома обязательно повторять полученные уроки. 

Если сложно уловить все основные шаги, нужно сконцентрироваться на разных аспектах движения: обратить внимание на звук, ритм, положение ног, а затем на координацию всего шага. Чтобы четко вступить в нужный момент и поймать ритм, необходимо внимательно вслушаться в мелодию, простучать ритм карандашом или с помощью хлопков. Фламенко обычно не сопровождают счетом, как бальные танцы.

 Поэтому уловить и прочувствовать ритмику очень важно. Часто основной шаг проявляется в танце в виде различных вариаций или связки между движениями. 

Опытные танцоры советуют оттачивать качество шагов сначала перед зеркалом, а потом без него. 

В танце фламенко руки округлены, локти полусогнуты и приподняты. Несмотря на то, что существует много движений рук, начинающим танцорам следует сосредоточиться на изучении основных положений, на том, как сохранять осанку и контролировать свою верхнюю часть тела во время движения. 

Постепенно можно переходить к изучению движений запястья. Они всегда должны быть изолированы от движения остальной части руки. Нужно стараться сделать круг запястья как можно больше. 

  • Рука, безусловно, будет немного двигаться в ответ, но важно проконтролировать, чтобы она делала это не слишком интенсивно. 
  • Локти должны быть всегда приподняты. Даже если нужно отрепетировать движение какой-либо отдельной части тела — рук или ног, нужно не терять связь с другими частями и заставить работать все тело. 

При выполнении как начальных, так и последующих шагов важно, чтобы осанка была безупречной. Если ее не контролировать, то танцы теряют свой истинный шарм и обаяние, а дальнейшее обучение может показаться сложным и неэффективным.

 Иногда новички стесняются выполнять движение правильно из-за комплексов и боязни выглядеть нелепо. Но фламенко призывает танцоров полюбить себя и принять такими, какие есть. 

Это танец гордости и достоинства, где не место комплексам и неуверенности. Важно полюбить свое тело. 

Только тогда танцы получатся по-настоящему страстные и искренние. Хорошо помогает раскрепоститься визуализация и образное мышление: человек может представлять себя знаменитым танцором или любимым актером. Как и любой процесс обучения, эффективность уроков фламенко основана на постоянном и многократном повторении пройденного. 

Сначала нужно изучить положения и движения ног в сочетании с ритмом шага, и только затем работать над техникой переходов и поворотов. 

Если сложно переходить от одного шага к следующему, значит, танцор плохо контролирует свое тело, вес и равновесие, а это мешает запоминанию новых па. Проблему решит только постоянная практика. Не стоит спешить: фламенко нельзя научиться за пару занятий или даже неделю. 

Нужно настроиться на длительную работу над собой для оттачивания каждого движения. Учителя фламенко советуют при каждой возможности визуализировать, мысленно выполнять пройденные движения. 

Это особенно полезно делать сразу после окончания уроков. Нужно закрыть глаза, услышать ритм в голове, увидеть движение и почувствовать его. 

Сеансы визуализации укрепляют в памяти закономерности хореографии, как и реальные упражнения. Тело начинает лучше слушаться, и обучение идет эффективнее. Экспрессивные эмоции и местами измученные выражения лиц танцоров фламенко во многом связаны с историей танца. 

По одной из версий, он появился во времена зверств испанской инквизиции. После 1492 года все жители страны должны были принять христианство под угрозой наказания. Мусульмане, евреи и цыгане собрались вместе, чтобы поддержать друг друга в борьбе с законом. 

Многие исследователи полагают, что в это опасное и жестокое время и началось развитие фламенко. Настроение протеста отразилось и в танце. С его помощью танцоры демонстрируют целый букет противоречивых чувств: боль и гордость, любовь и ненависть. 

Танцевать фламенко без каких-либо эмоций просто недопустимо. Иногда танцоров фламенко сравнивают с актерами сложной пьесы, которые выкладываются на все сто. Поэтому они часто устают не физически, а эмоционально, открывая перед зрителями душу. 

Это важно помнить всем новичкам, которые мечтают освоить секреты танца. Чтобы вжиться в роль и погрузиться в магию танца, необходимо перебороть комплексы и неуверенность. Знатоки фламенко называют его одним из самых выразительных и наиболее раскрепощающих форм искусства, которую нельзя описать в танцевальной последовательности и порядке: 

«Кто танцует сердцем, интуитивно, тот и становится лучшим танцором фламенко». 

Использованы фотоматериалы Shutterstock


Фламенко – слово с завораживающим звучанием. Возникают ассоциации, уносящие в старую Андалузию с цветом и ароматом ванили, перца и любви. 

Великий Лорка воспел гитан и пенящееся море в ритме фламенко. Старинная гитара, поющая с душевным надрывом под неумолимыми «проворными кинжалами».

Фламенко, как научиться и ощутить ритм и аромат танца? Это не просто заученные движения, повороты, шаги и мимика. Войти в состояние дуэнде и слиться с черным бесом вдохновения – суть таинства. 

Знойная и страстная гитана с алой розой, истекающей кровью, отбивает ритм каблучками, рассказывая свою историю.

Фламенко – это целое действо, участниками которого являются танцовщица, певица, пальмеро и гитарист.

Каждый солирует в порядке очередности. Танцовщица визуально воссоздает рисунок посредством движений.

Певица голосом очерчивает канву. Гитара плачет в умелых руках, а пальмеро задает ритм. Для этого можно использовать любые ударные инструменты, отщелкивать удары кастаньетами или хлопками в тон сердцу.

Испанки начинают учиться танцевать фламенко в любом возрасте. Годы – не помеха. Жизненный опыт только добавит колорит истории, рассказанной в танце.

Раскрыть душу, показать истинную красоту и уверенность – смысл действа. Женщина очаровывает окружающих пьянящими и одновременно горделивыми движениями. Самоуверенность чувствуется во взгляде, в каждом взмахе руки, в плавном покачивании, в изгибах и разворотах.

У фламенко особенная энергетика, прочувствовать и ощутить которую – задача танцовщицы. В испанских школах обучают танцу в течение десяти занятий. Педагог преподаст базу, на основе которой можно рисовать свою историю.

Научиться танцевать фламенко может любой желающий. Откройте свое сердце навстречу ритмам знойных мавританок, загадочных гитан, тайнам с легкой примесью еврейской крови и опыта веков.

Невозможно пройти мимо школы, приглашающей обучить фламенко. Аромат знойной Испании покорит сердца и заставит биться в унисон шуму моря с лазурными губами у края лагуны, с солеными слезами и горечью волн, воспетых Лорка.

Умение выдерживать шквал жизненных невзгод, не сгибаться и не сдаваться под хмурым взглядом разочарованной Фортуны, повернуть лицом капризную богиню, вертящую вечное колесо – подарит фламенко. Посмотрите на эти движения! 

Сколько уверенности в себе, сколько горделивого самолюбия и страстного желания жить!

Передать весь колорит танца невозможно словами. Замрите в начале звука, почувствуйте каждую клеточку своего тела, настройтесь на одну волну с печальной и страстной гитарой и сделайте шаг в ритме фламенко. Один лишь шаг – и сердца дрогнут под стуком ваших каблучков!

Источники:

https://www.livemaster.ru/topic/1514393-chast-ispanskoj-kultury-raznoobrazie-tantsa-flamenko

https://medaboutme.ru/articles/sekrety_tantsa_flamenko_dlya_novichkov/

https://dancedb.ru/flamenco/article/flamenko-kak-nauchitsja/

Поделиться:
Нет комментариев